Знаки Степеней использовались членами Герметического Ордена Золотой Зари для разъяснения символического наполнения получаемых Степеней, для практического их использования в связи с энергиями, которые они проводят (тем не менее, объединение первого и второго значения необходимо, поскольку сила того или иного действия неминуемо связана со степенью осознания его смысла). В том числе их применение неразрывно связано с Ритуалами Ордена Золотой Зари, такими как Малый и Большой Ритуал Пентаграммы, а также Малый и Большой Ритуалы Гексаграммы. Их применение имеет место также и в обширной практике членов Золотой Зари, связанной с
астральным планом и воздействием на него. И, конечно же, Знаки Степеней использовались для определения причастности члена Ордена к той или иной Степени. Поскольку знания Ордена открывались последовательно, и, например, главная тайна о Пентаграмматоне יהשוה раскрывалась только во Внутреннем Ордене, данный способ определения причастности был весьма важен. Также Знаки Степеней последовательно испрашивались при новых Посвящениях, чтобы член Ордена мог быть допущен к приобретению новых знаний.
Стоит отметить важность значения Жеста как такового, а также характер его исполнения. Доктор Папюс (Жерар Анкосс) в своей книге «Практическая Магия» пишет о воздействии жеста на астральный план. Жест является сосредоточением идеи, и он более продолжителен по своему действию, нежели взгляд и речь, способы сосредоточения мысли, и оттого обладает большим преимуществом. Сила жеста зависит от развития в Операторе его нравственного существа, поскольку сущности астрального плана видят исключительно его проявления, и ничего кроме. Сами по себе сигилы Духов также представляют собой синтетическое резюме нравственных законов высшего значения. Однако, выполнение Жеста не требует сосредоточения на физическом веществе, поскольку оно-то как раз и не видно астральным сущностям. Кроме того, само по себе оно не должно занимать внимание Оператора. Однако, фактом своего наличия материальное тело дает преимущество Оператору перед астральными сущностями, поскольку они им не обладают, как было сказано Г.О.М. в его «Курсе Энциклопедии Оккультизма». В жест также для большей его силы следует вкладываеть значимую степень воли и силы веры, что Доктор Папюс показывает на примере символа креста, знака союза Бога и человека.
Касательно походки Доктор Папюс пишет о значимости волевого усилия для развития силы динамического следа, оставляемого от походки в астральном агенте. Очерчиваемый Оператором Круг, проходимый три раза, оставляет мощный динамический след, необходимый для ограждения Оператора от влияния злых духов. Данный флюидический след остается после должного напряжения воли.
Рассмотрение Знаков Степеней Герметического Ордена Золотой Зари представляет интерес и пользу с данной точки зрения, не смотря на явные здесь отличия Английской Школы от Французской.
Здесь мы приводим Стихийную атрибутацию Знаков, однако существует также и Сефиротическая атрибутация.
Знак Степени Неофита - двойной. Он состоит из Знака Приветствия (Знака Хора, Знака Входящего (это его Тайное название) и Знака Молчания (Знака Гарпократа).
Знак Входящего выполняется в качестве Приветствия, и за ним неизменно следует Знак Молчания. На это существует две причины. Символическая и практическая. Во-первых, Знак Приветствия символизирует Неофита, когда он еще не стал причастен к Внешнему Ордену Золотой Зари, и в своей духовной слепоте искал на ощупь Истину. Знак Молчания в этом плане символизирует то молчание, которое Неофит должен хранить касательно познаний Ордена.
Практически же Знак Входящего совершается для проекции силы воли в целях воздействия на какой-либо предмет (например, для зарядки Талисмана) или же на сущность астрального плана. Таким образом, например, выполняется проверка Духа касательно его природы. При астральной проекции после начертания одной из элементальных Пентаграмм или же Планетарных Гексаграмм следует совершить Знак Входящего, направляя лучи данного символа на сущность. В зависимости от того, соответствует ли природа начертанного сущности, сущность будет крепнуть, или же, наоборот рассеиваться. Таким образом выполняется проверка, является ли астральная сущность той, за кого она себя выдает, или же не является. Так как Знак Входящего обладает выдающейся атакующей мощью, он также называется и Знаком Нападения. Однако, Оператор, не обладающий должной степенью нравственного развития, согласно словам Папюса, не сможет причинить с помощью этого Знака никакого ущерба. Более того, человек, вознамерившийся использовать во зло данный Знак, уже демонстрирует низкую степень своего нравственного развития. Выполнение вслед за данным Знаком Знака Молчания тем более необходимо, что истечение Силы из Оператора не прекратится до тех пор, пока она не будет пресечена.
Кроме того, Знак Входящего означает инволюцию и низведение Света в материальный мир в помощь Соискателю при его духовных поисках.
Знак Входящего выполняется следующим образом: возвысив свой разум до Кетер, необходимо совершить Тайный шаг (называемый также Шагом Мстителя) Степени Неофита, то есть выставить левую ногу вперед примерно на шесть дюймов, ударив ее оземь, и воздеть руки высоко над головой. После руки нужно резко направить перед собой в горизонтальном положении, ладонями вниз на уровне глаз, так, чтобы взгляд был направлен в точности между большими пальцами рук. Как правило, пальцы рук должны быть плотно прижаты друг к другу, однако возможно также использовать и определенные пальцы, учитывая их особенные свойства. Остальные пальцы при этом прижимаются к ладоням. Также можно учесть и соответствия Планет отверстиям головы (Марс соответствует правой ноздре, Венера - левой, Меркурий соответствует рту и т.д.)
Для совершения Знака Молчания необходимо принять форму Гарпократа, резким движением отставить выдвинутую вперед левую ногу обратно, на одну линию с правой, и соединить обе пятки. При этом нога должна так же сильно ударить оземь, как и в Знаке Входящего. Указательным пальцем левой руки нужно коснуться середины нижней губы. Остальные пальцы прижаты к ладони. Правую руку следует свободно опустить вдоль тела. Вокруг себя при этом визуализировать водяной пар. В противоположность Знаку Входящего, данный Знак означает Защиту от нападения. По этой же причине он также называется Знаком Защиты и Знаком Обороны. Кроме того, помимо указательного пальца можно использовать и иные, в зависимости от цели, однако указательный палец левой руки активизирует силы Воды Хесед, что обеспечивает защитные свойства при выполнении Знака Молчания. Данный Знак сосредоточивает астральный свет вокруг Оператора.
Знак Ревнителя (1=10)
Тайный Шаг этой Степени — 6 на 6 — означает, что член Ордена ступил за порог. Теперь он отправляется на поиски истинного счастья, блуждая по пустыне, вдалеке от Сада Блаженных. Данная Степень связана со Сфирой Малхут и со Стихией Земли. Тайный Знак Степени Ревнителя совершается поднятием правой руки под углом 45 градусов.
Знак Теоретика (2=9)
Для совершения Знака Степени Теоретика необходимо соединить стопы, поднять руки вверх, слегка отвести их назад и обратить ладонь кверху, будто поддерживая некий груз. Это положение символизирует члена Ордена, стоящего на Пути Йесод и поддерживающего Столпы Милосердия и Суровости. Данный Знак соотносится с греческим Атлантом, поддерживающим небесный свод на своих плечах, а также с Геркулесом, который временно перенял груз Атланта, чтобы получить золотые яблоки Гесперид. Кроме того, это символ Исиды Природной, поддерживающей небеса. Данный Знак соотносится со Стихией Воздуха.
Знак Степени Практика (3=8)
Для совершения Знака Степени Практика необходимо соединить пятки, поднять руки, соединив кисти, развернуть локти в стороны на уровне плеч. Соединить большие и указательные пальцы рук на уровне груди в треугольник, обращенный вершиной вниз. Локти находятся на уровне плеч, руки также образуют треугольник. Данный треугольник является символом стихии Воды, с которой связана Степень Практика, а также символом Вод Творения.
Знак Степени Философа (4=7)
Степень Философа связана со Сфирой Нецах, а также с 27-м, 28-м и 29-м Путями. Для совершения Знака Философа необходимо поднять руки ко лбу и соединить большие и указательные пальцы в треугольник, обращенный вершиной вверх. Локти находятся на уровне плеч, руки также образуют треугольник. Данный символ является символом Огня, с которым соотносится Степень Философа, а также символом Духа, носившегося над Водами Творения.
Данные Знаки также имеют отношение к Столпам Строгости и Милосердия, а также к Восходящему и Нисходящему потокам.
Знаки Врат
Знаки Врат передавались при посвящении во Внутренний Орден Золотой Зари. «Знаки Размыкания и Смыкания Завесы символизируют Дуги Света в серединных точках между Равноденствиями и Солнцестояниями», - пишет Самуэль Мазерс в своем переходящем свитке.
Знак Раскрытия Завесы означает приношение себя в жертву на Алтаре Духа. В Церемонии Младшего Адепта он также называется «Знаком Мессии, распростертого на Кресте Сефирот».
Раскрывая Завесу Скинии - (Парокет (Paroketh)), член Ордена раскрывал завесу материального, которая мешает видеть ему Духовный мир. Стоящий в данном Знаке образует Тау-Крест. Завеса представляет собой Завесу четырех Стихий, которая раскрывается, но не разрывается абсолютно. Это символизирует Знак Закрытия Завесы, который означает смыкание завесы материи за спиной Просителя, вошедшего во Врата. В Ритуале Младшего Адепта он также называется «Знаком Духа воспринятого и обитающего в сердце Братства».
По поводу этой символической в Ордене Золотой Зари завесы из Четырех Стихий замечательно написал Станислас де Гуайта в своем «Анализе Андрогина» Генриха Кунрата:
«Возвращаясь к треугольнику, который заключен в квадрат, вписанный в круг: можно ли более точно изобразить падение человека, заточенного в четырех стенах своей зловещей тюрьмы?.. И если мы перейдем от общего к частностям, то не увидят ли посвященные в этом живом тернере, подавляющем и удерживающем в плену кватернер стихий, эмблему грозного аркана? Не подумают ли они об индивидуальной адамической душе, вначале увлеченной головокружительным вихрем перерождений, а затем барахтающейся посреди четырех стихийных потоков, которые за нее борются? Бедная душа, раздираемая между этими четырьмя губительными силами, отчаянно пытается достичь и завладеть центральной, сбалансированной точкой; узловым, единственным в своем роде пересечением; спасительным местом, где ее воплощение сможет осуществиться, по крайней мере, в гармоничной, уравновешенной и синтетической форме человека!
Если, к несчастью, она позволит увлечь себя в сторону одному из потоков, то какой будет ее участь? Во что она превратится? В нечто элементарное в природе или, если ей удастся воплотиться, в бедное бессознательное, надолго померкшую божественную искру и пленницу одной из аналитических, крайних, анархических форм животного мира!»
Таким образом уже и воплощенная душа разрывается между четырьмя Стихиями, не управляя ими, но только поддаваясь ее влияниям. В наставления Неофиту в материалах Ордена Золотой Зари описываются проявления непокоренных Стихий и Стихийных Духов, как то: алчность для Гномов, жестокость для Саламандр. При этом указывается на то, сколь желательно было бы укрощать подобные стремления. Однака, как мы видим, спасительной точкой среди этих «потоков» становится именно Дух, который один только и может спасти человека из обуревающих его разум Стихийных проявлений. Именно его стремится обрести Адепт, когда выполняет Знак Открытия Завесы.
Знаки LVX (Lux, лат. «свет») предоставлялись члену Ордена, когда он входил во Внутренний Орден Золотой Зари. Исполняющий их повторяет положением своих рук буквы L, V и X, причем каждая из них представляет собой различные части креста, и вместе означают Свет Креста. При этом L соответствует Исиде Скорбящей (Зодиакальное соответствие этой буквы - Дева), V — Апофису-Тифону (Зодиакальное соответствие - Скорпион), X — Осирису Воскресшему (Планетарное соответствие - Солнце). Исполнение данных Знаков символизирует циклы жизни, смерти и возрождения, которые отражаются в круговороте времен года, равноденствий и солнцестояний.
Для выполнения Знака Исиды Скорбящей следует поднять правую руку вверх, а левую вытянуть в сторону от плеча, наклонив голову к левой руке. Таким образом повторяется форма буквы L.
Для выполнения Знака Тифона и Апофиса следует поднять обе руки вверх, воспроизводя таким образом букву V.
Для выполнения Знака Осириса Воскресшего следует скрестить руки на груди и склонить голову, таким образом повторяя руками форму буквы X.
Данные Знаки используются в Анализе INRI, а также в Большом и Малом Ритуале Гексаграммы (Планетарные Ритуалы), в которые входит Анализ INRI, и в Ритуал Розы Креста Ордена Золотой Зари. В Церемонии степени Младшего Адепта Ключевым Словом I.N.R.I., сокровенным словом LVX и Властью Великого Имени Иешуа открывается Усыпальница Адепта.
Кроме того, в Анализе INRI также необходимо выполнить Знак Осириса Убиенного, в котором исполняющий образует своим телом подобие креста. Он распростирает свои руки в стороны.
В переходящем свитке «Достоверная система астрологического прорицания» С.Л. МакГрегор Мазерс пишет о значении Анализа INRI:
«Написано: «Солнце — отец его, мать — Луна, Ветер носил его в чреве своем, вскормила его Земля» («Изумрудная скрижаль Гермеса»). Вспомним разбор Ключевого Слова степени Младшего Адепта.
I.N.R.I. — Йод, Нун, Реш, Йод.
Первая «I» есть Дева, Исида, Могучая Мать. Дева в данном случае названа «Матерью», ибо она порождает на Земле семена и плоды, когда в ней находится Солнце.
«N» — Скорпион, Апофис, Разрушитель. Это Разрушительная сила, которая вступает в действие, дабы ограничить или пресечь действие Порождающей силы.
«R» — Солнце.
Последняя «I» — Осирис Убиенный и Воскресший — есть Солнце на ущербе своей силы в период после осеннего равноденствия и Солнце, сила которого начинает прибывать после равноденствия весеннего.
Исида, Апофис, Осирис — I.A.O. Начальные буквы трех этих имен дают в совокупности имя ИАО. Так рождается новая Триада, в начале которой вновь стоит Дева, а именно — Воздух, Тиферет.
Вибрируя эти Имена и совершая их Знаки, Младший Адепт утверждает в себе и вокруг себя определенные соответствия. А именно:
Знак Осириса Убиенного символизирует Равноденственные Силы.
Знак Исиды Скорбящей — Силу Света, сияющего в своем наивысшем подъеме. Поскольку пространство между ладонями образует «полудугу» Солнца в день Летнего Солнцестояния, то жест этот является утверждением Жизненный Силы Осириса.
Знак Тифона и Апофиса: пространство между ладонями, поднятыми над головой, обозначает уменьшение «дуги» Солнца и Зимнее Солнцестояние, а, следовательно, преобладание Тьмы над Светом».
«Знак Осириса Воскресшего представляет совокупный разброс силы Света между крайностями Солнцестояний и Равноденствиями и тем самым указывает, что власть над этими Силами можно обрести в собственном Я, если полагаться на высшее озарение, — подобно тому, как из начальных букв имен складывается Новое Имя».
Анализ INRI (или Разбор Ключевого Слова) выполняется следующим образом
Анализ INRI
Необходимо совершить Знак Осириса Убиенного, обратясь лицом к Востоку.
Провибрировать следующие слова: «I.N.R.I. - Йуд, Нун, Реш, Йуд».
Выполнить Знак Осириса Убиенного.
Совершить Знак Исиды Скорбящей и произнести: «L — Знак Исиды Скорбящей».
Совершить Знак Тифона и Апофиса и произнести: «V — Знак Тифона и
Апофиса».
Совершить Знак Осириса Возрожденного и произнеси: «X — Знак Осириса
Воскресшего».
Затем снова совершить эти три знака, повторив: «L.V.X. - LUX».
Совершить Знак Осириса Воскресшего и произнести: «Свет Креста».
Распростереть руки в Знаке Осириса Убиенного и произнести: «Дева Исида - Властная Мать. Скорпион Апофис - Разрушитель. Солнце
Осирис - Убиенный и Воскресший».
Медленно поднять руки и произнести: «Исида, Апофис, Осирис».
Поднять руки над головой, запрокинуть голову и произнести: «I. A. O.»
Затем если Анализ INRI проводится не в Усыпальнице Адепта, тогда следует провибрировать четыре Имени из Скрижали Единства, дабы уравновесить Свет: «EXARP, HCOMA, NANTA, BITOM».
Затем надлежит устремиться к Свету и низвести его через голову к ступням. Произнести: «Да снизойдет Божественный Свет».
Конец Анализа INRI.
Итак, Знак Входящего в Герметическом Ордене Золотой Зари символизировал Неофита, который еще находится в абсолютной темноте, и только пытается приблизиться хотя бы к Стихии Земли, поскольку в Системе Ордена Золотой Зари Стихии Земли приписывали также и наличие границы с Клиппот. Знак Молчания, в таком случае, учитывая его защитные свойства, позволял Неофиту накопить в себе достаточно сил, чтобы выбраться из данной абсолютной тьмы Клиппот.
Далее, в Степени Ревнителя он уже приблизился к Стихии Земли. Его Степень соответствует Малхут, и в Посвятительном Ритуале ему сообщается, что он уже «ступил за порог», который, можно полагать, и есть та граница Стихии Земли с Клиппот в Системе Золотой Зари. Здесь он еще отправляется на длительные поиски, как сказано, «по пустыне», на поиски истинного счастья.
В Степени Теоретика он приобщается к Воздуху. Интересно обратить внимание на связь Знака Теоретика с Геркулесом, который смог завладеть золотыми яблоками Гесперид, и при этом не был обманут Атлантом, который желал оставить того поддерживать небо вместо себя. Это происходило именно что во время его Двенадцатого, последнего подвига. Стихия Воздуха весьма неустойчива и изменчива. Безусловно, большим испытанием является удерживать порывы быстрого ветра, чтобы он пребывал в покое. Однако, это еще не есть конечная цель, и Геркулес победил, получив золотые яблоки, и вместе с тем избавившись от ноши, которую временно ему пришлось
поддерживать. Этот Знак является промежуточным между земным планом и Небесным планом. Он также связан с преодолением этой Завесы.
Следующий Знак, Знак Практика, связан со Стихией Воды. Приведенная в Посвятительном Ритуале аналогия с водами творения весьма наводит на мысль о «Руах Элоhим», носившегося над водами, а также о необходимости принесения жертвы ради преображения, чтобы удостоиться нисхождения Святого Духа.
В Степени Философа совершается кульминационный момент Работы со Стихиями, поскольку Огонь является движущей Силой Великой Работы. Огонь производит совершенное преображение, он сжигает старое, как плотские мысли, так и плотские чувства, страсти, и вместе с тем обновляет существо человека, он делает возможным для него явление Духа. Косвенно Знак Практика и Знак Философа могут указывать на крещение водой и крещение огнем. Анализ INRI, в котором используются Знаки LVX, означают вместе и Огонь, и Свет этого Огня, поскольку один из способов интерпретации INRI - «Ignis Natura Renovatur Integram», (Огнём природа обновляется вся), а LVX - это «Свет». И Свет этот достигается только через Крест.
Таким образом член Ордена Золотой Зари последовательно покидал область Клиппот, где обитает абсолютная тьма, затем он становился полноправным членом Ордена, когда входил в Малхут, одна из Добродетелей которой - «Видение Света», что ему еще предстоит, но только уже во Внутреннем Ордене, где он сможет покинуть область разрывающих его душу между собой Стихийных потоков, и наконец узреть Свет, прежде будучи обновленным Огнем.
Eric Midnight, для Teurgia.Org, 2010 год