Кали означает черная. В дни ведической традиции это имя ассоциировалось с Агни – огнем, персонификацией жертвенного огня, у которого было семь пламенных языков, пожирающих жертву масла (ги). Семь языков пламени Агни – “Семь Красных Сестер”. Среди этих семи Кали была черным ужасным языком. Это значение слова сегодня утеряно\утрачено, но преобразовано в Кали - свирепую черную богиню, кровавую супругу Шивы. Идея великой богини получила название Шакти (само слово означает сила). Это персонификация женского принципа и жизненной силы во вселенной. Как и ее пара, он имеет разрушительные и созидательные черты и проявляется во многих аспектах и формах под разными именами.
Наиболее динамичный аспект богини – Дурга (недоступная). Имя было взято ей самой у демона, которого она одолела. Защитница, губящая врагов. Она предстает многорукой, с мечами и копьями, как в битве с демоном гор (асуром) Махишей. В некоторых районах Индии Дурга почитаема как Кали, но отличаема по ее атрибутам – пантера и трезубец ее супруга.
В своих ранних образах Кали не имеет негативных атрибутов и чаще всего является созидательной силой в космогонии, где она играет важную роль времени. Далее рассмотрим подробно более знакомый образ богини. Ужасная, свободная, с четырьмя руками и клыками, пожирающая все сущее. Иногда количество рук большее. В левой нижней руке окровавленная голова, отсеченная с плеч демона Муды. Левая верхняя рука держит меч кхадгу. Верхней правой рукой она делает жест бесстрашия, а нижней дарует благословение тем, кто ей поклоняется. Отсеченная голова означает, что никому не избежать хода времени, и что жизнь и смерть всякого – лишь мгновения во временном континууме. Это также связывает богиню с кремацией и кладбищами.
Другой образ богини, Вирья-Кали, взят из тантры. Его визуализируют в центре сияния ослепительного света и ощущают как глубочайшую вибрацию (спандэ) сознания. У нее шесть лиц и волосы ее обвиты огнями. У ее ног отсеченные головы и конечности младших богов. Она сидит на плечах Калагнирудры. У нее двенадцать рук, в которых она держит петлю, стрекало, отрубленную голову, меч, щит, трезубец кхатванга (жезл с насажанными черепами), молнию вайра, колокол, барабан, кубок из черепа, нож, кровоточащее сердце и шкуру слона. Все оружие указывает на разрушительную силу Кали. Тело Рудры, на котором она восседает, с одной стороны красное, а с другой черное, что символизирует вдох (апана) и выдох (прана).
Тантра также говорит о Махакали – Великой Кали, которой поклоняются в более сложном образе. Она в центре черного круга с красной границей, окруженная кольцом из двенадцати подобных кругов, в которых представлены двенадцать ипостасей Кали.
Кали часто изображаема обнаженной, украшенной серьгами из младенцев, ожерельем из змей, черепов и голов ее сынов, поясом голов демонов. Ее нагота говорит о том, что она сняла все покровы существования и иллюзии (майи) и возвысилась над этим. Ее единственное одеяние – пространство\космос. Она также всегда черная. В этом цвете растворяются все иллюзии. Она – вечная ночь, где она стоит над небытием. Статичное состояние, динамичное в потенциале, предшествующее проявлению. На некоторых изображениях Кали мы видим ее танцующей на теле своего супруга Шивы, который лежит с приоткрытым глазом. Мать ‘малого времени’ танцует на трупе большого ‘времени’ - вечности (одно из имен Шивы). Она одолела и подчинила своего мужа. Она превзошла вечность.
Ее тело измазано кровью убитого ей демона Рактавиры, которого Брама (высшее божество, творящая сила) одарил особым благом. Где бы ни была пролита кровь Рактавиры, из каждой ее капли происходили тысячи подобных ему. Чтобы убить его Кали пришлось поднять его, пронзить копьем и выпить всю кровь, хлещущую из его тела. Поэтому на некоторых изображениях мы видим ее с высунутым языком из окровавленного рта.
Кали – богиня всех болезней, землетрясений, потопов и бурь. В ее руках два серпа, которыми она рассекает нити жизней, обращая жизнь в смерть. Она также разрушительница невежества и та, кто действует, утверждая мировой порядок, и благословляет тех, кто стремится к знанию. Символ ее собственного знания – ее третий глаз сайва, который часто отождествляют с шишковидной железой – тем самым органом чувств, благодаря которому мы видим астральный мир. Возле него можно видеть лунный серп Шивы ята, который символизирует плодородие и созидательный принцип.
Неутолимая жажда крови, жестокий и дикий нрав, шея обвита змеями. Черепа и бесстрашная сексуальность. Все это в глазах современного западного общества выглядит странным и невероятным в чертах богини. Кали, вероятно, является последней ‘богиней вампиров’, которой открыто поклоняются по сей день, совершая ритуалы кровавых жертвоприношений животных, а не людей, как было в старые времена. Исповедующие индуизм верят в то, что безрассудно не принимать темные и разрушительные аспекты природы, а принимать лишь позитивные. Все божественно и требует почтения.
Гимн Кали из Каруради-Сторы
Хрим, О уничтожительница времени!
Срим, О Ужасающая!
Крим, Та, кто благотворна!
Та, кто во всех творениях,
Камала,
Уничтожающая гордыню эпохи Кали…
Мать времени
Ты блистательна, как пламя
Последнего распада.
Милостивая,
Сосуд милости,
Чья милость неиссякаема,
И досягаема лишь по твоей милости.
Та, кто есть огонь,
Черный или же такового оттенка,
Та, кто приумножает радость творца,
Ночь Тьмы,
Освободительница от оков страсти,
Та, кто темна, как громада тучи,
Несущая лунный серп,
Уничтожительница греха в Эпоху Кали,
Та, кто дает убежище почитателям девственниц,
Та, кто почитаема наслаждением и чествованием девственниц,
Та, кто принимает образ девственницы.
Уничтожительница страха,
Принимающая все формы по своей воле,
Та, чье обиталище в Камарупе,
Та, кто всегда развлекается в Камапите,
Красавица,
О, та, кто содрогает тело при всякой страсти,
Украшенная самой красотой,
Та, в ком почитают образ самой нежности,
Ты, чье тело нежно,
И чья талия стройна,
Та, кто почитаема и услаждаема нектаром освященного вина.
Радостная,
Открывающая путь Кауликов,
Королева Каси,
Утоляющая страдания.