По берегам озера обнаружены стоянки древних людей, живших 17 тысяч лет назад, в период позднего палеолита. А также поселения каменного и бронзового веков - 5-6 тысячелетия до нашей эры. На стоянках найдены орудия из яшмы, а на мысах Каменный и Долгий ельник обнаружены остатки древних жилищ. Это единственные на Урале и редкие в России поселения высокогорные поселения эпохи каменного века. А три тысячи лет назад здесь проходила дорога, пересекавшая Урал с запада на восток. Считается, что это древняя дорога доходившая крайней мере до места сегодняшней Казани. По ней древние туристы ходили из Европы в Азию и обратно. Дорога шла через Лукаш, перевал Большой Нургуш, через речку Большой Кыл и на Уреньгу.
Высокогорное озеро Зюраткуль
Высокогорное озеро Зюраткуль
ЛЕГЕНДА ПЕРВАЯ. АМИНА
Давным-давно это было. Когда именно, никто не помнит. Жило на берегах маленького горного озера племя охотников и рыбаков. Никто никогда не нарушал обычаи этих людей. Шли годы, десятилетия, века. Рождались дети, подрастали, женились, старились, умирали. Но вот один случай пошатнул вековые устои племени. О нем далеко разошлась молва среди жителей гор.
Родилась в этом племени девочка. Росла, ничем не отличалась от других сверстниц. Незаметно повзрослела и вдруг с годами превратилась в девушку невиданной красоты. О ней заговорили, ее заметили. Многие охотники захотели взять Амину (так звали красавицу) себе в жены. Даже сам вождь племени, Великий Повелитель Гор, могучий богатырь Таганай, который держал на своих плечах ночное солнце — Луну, и тот добивался любви Амины. Но сердце девушки тянулось только к молодому, красивому и отважному охотнику Акбулату. Он тоже любил ее и считался первым женихом.
Однажды охотники ушли в дальние горы. В стойбище остались одни женщины и дети. Тоскуя по Акбулату, Амина пришла на берег озера и спустилась к воде. Светила ночная красавица Луна, покоясь на невидимых плечах Таганая. Озерная гладь не колыхалась и отражала в себе окружающий мир, как в огромном опрокинутом зеркале. Амина наклонилась к воде и застыла от удивления. На нее глядела невиданной красоты и прелести девушка. Не сразу поняла Амина, что это была именно она. Она была прекраснее всех своих соплеменниц, прекраснее всех женщин страны Повелителя Гор. И сердце девушки возликовало. С той поры каждую ночь она приходила к озеру и любовалась собой, реже стала вспоминать Акбулата.
Вскоре Амина забыла юношу-охотника и стала с нетерпением поджидать возвращения богатыря Таганая, чтобы взобраться на его плечи и осветить ночной мир своей красотой и лучезарным блеском. «Разве я не прекраснее Луны? Только я одна достойна быть женой Великого Победителя Гор!..« — внушала она сама себе, и при этом Амина весело хохотала, воображая, как оттолкнет от себя безусого Акбулата.
Но сердце девушки, возмущенное изменой, вдруг сильно забилось, больно затрепетало, выскользнуло из груди и растворилось в озере. Амина застыла в немом изваянии, а потом превратилась в каменного истукана.
Весть о несчастье дошла до охотников. С горя молодой Акбу-лат ушел от товарищей и поднялся на высокую гору. Тоскуя по любимой девушке, отвергшей его любовь, он поседел и умер от печали. Охотники похоронили юношу, соорудив на его могиле огромный каменный курган. С того времени эту гору стали называть Уван, т. е. «гора с курганом» или просто «курганная гора».
Сильно был омрачен гибелью девушки и богатырь Таганай. Он навсегда покинул племя, ушел далеко в горы и там навечно остановился в виде массивной каменной вершины. Но по-прежнему он держит на своих плечах ночное светило — Луну. Ведь Таганай так и понимается — «подставка луны».
Как в призрачном тумане, проплыли тысячелетия. Камень, в который превратилась Амина, рассыпался, и теперь его осколки в виде отдельных острых ребер торчат из земли на Каменном мысу возле старых одиноких лиственниц. Эту груду кварцитовых глыб в форме слегка вытянутого холма в наши дни именуют Каменной или Безымянной сопкой. Неизменным осталось лишь озеро. Только вода в нем с тех пор стала всегда холодной и кристально чистой, как вечный укор лучезарной Амине за то, что она охладела к юному Акбулату. И стали это горное озеро называть Юрак-куль, т. е. озеро потерянного сердца или просто сердце-озеро, на дне которого, согласно древней легенде, покоится мятежное сердце красавицы Амины. А уж Зюраткулем оно стало позднее.
Легенда записана со слов старожила города Сатки Нестерова Степана Ивановича в марте 1978 года.
ЛЕГЕНДА ВТОРАЯ. СЕРДЦЕ-ОЗЕРО
Напечатана в журнале «Уральский следопыт» (апрель 1980 года) в статье уральского писателя Б. С. Рябинина «Сердце-озеро».
«Поэтическая легенда повествует: красавица башкирка, утратив любовь дорогого ей человека, утопила в глубине вод свое сердце, и стало „Сердце-озеро“ (от башкирских слов „зюрак“ или „юрак“ — „сердце“, „куль“ — „озеро“). И по форме Зюрат-куль, если глянуть на него сверху, напоминает сердце…»
ЛЕГЕНДА ТРЕТЬЯ. МОГИЛЬНОЕ ОЗЕРО
Жила на диком горном озере у батыра Салавата Юлаева красивая невеста по имени Амина. Была она дочерью знатного башкирского князя. Сильно любил ее Салават. И она его тоже. Но пришел в наши края мужицкий царь Пугачев, увидел красавицу и решил жениться на ней. Девушку силой привели в царский шатер. Перепугалась Амина, вырвалась из рук казаков, дикой козой выскочила из шатра и убежала разыскивать Салавата. Но не нашла возлюбленного. С горя остановилась она на берегу и горько заплакала. Сердце девушки разволновалось, больно забилось, выскользнуло из груди и растворилось в озерной воде. Амина застыла на месте и превратилась в немое каменное изваяние. Сильно огорчился Е. И. Пугачев и решил оживить красавицу Амину. Для этого он приказал прорыть глубокую канаву, спустить воды озера в реку Большую Сатку и осушить дно, чтобы достать утонувшее сердце и вернуть его окаменевшей Амине. Но прорыть канаву не успели, так как пугачевцам пришлось вступить в бой с екатерининскими войсками, а затем и уйти в другие края.
Шли годы, тянулись десятилетия и даже целые столетия. Камень, в который превратилась Амина, рассыпался, и теперь его обломки в виде отдельных кварцитовых глыб торчат из земли на Каменном мысу возле старых, одиноких лиственниц. Эту груду камней в форме слегка вытянутого холма теперь именуют Каменной релкой (гривкой) или Безымянной сопкой. Озеро же с тех пор стали звать Зираткулем, т. е. «могильным озером», на дне которого, по легенде, покоится мятежное сердце красавицы Амины, невесты батыра Салавата, не захотевшей выйти замуж за Емельяна Ивановича Пугачева. А уж позднее озеро стали называть Зюраткулем — «сердцем-озером». Канава же, вырытая повстанцами, до сих пор хорошо заметна и напоминает нам о пылкой любви мужицкого царя к юной башкирской княжне.
ЛЕГЕНДА ЧЕТВЕРТАЯ. ВОЛШЕБНОЕ ЗЕРКАЛО ЮРМЫДушещипательная легенда рассказывает, что в глубокую старину красавица Юрма, капризная невеста, в гневе разбила волшебное зеркало, подаренное ей богатырем Семигором. Один маленький осколок улетел далеко в горы и превратился в прекрасное озеро, чистое, прозрачное, как слезы прелестной девушки. С тех пор это озеро, как магнит, как волшебство, притягивает к себе людей. Побывав один раз, они оставляют здесь навсегда частицу своего сердца, своей души, а потом вновь стремятся на его берега, будто на свидание с любимой. Не случайно озеро так и называется — Зюраткуль, что значит сердце-озеро.
Легенда записана со слов златоустовских и челябинских туристов на озере Зюраткуль летом 1986 года.
ЛЕГЕНДА ПЯТАЯ. ЙОРАТКУЛЬ
Зюраткуль воспет А. П. Флеровским, Г. Н. Матюшиным, Е. А. Федоровым, Н. А. Глебовым, Б. С. Рябининым, Н. К. Кондратковской, Р. А. Дышаленковой и другими. Не обошло его вниманием и устное поэтическое народное творчество.
Легенда о Хасановом холме записана летом 1986 года от саткинских жителей и зюраткульских дачников Коростелевых, Коноваловых и Крапивиных. Был у батыра Салавата молодой храбрый воин Хасан. Назначил его Салават сотником и велел вести джигитов в бой. Но окружили Хасанову сотню царские солдаты на берегу светлого озера Йораткуля. Жестокой и неравной была битва. Всех джигитов порубили. Самого Хасана тяжело ранили, и он упал под копыта коней. Очнулся Хасан, приподнялся, оглянулся вокруг- никого в живых нет, только черные вороны кружили над окровавленными трупами его братьев. Похоронил Хасан их с честью и поклялся не покидать дорогие могилы до конца своей жизни.
Долго еще прожил Хасан, женился, вырастил детей и в преклонных летах умер на том же светлом озере Йораткуле. Сыновья и внуки похоронили его рядом с могилами мужественных джигитов, павших от пуль и копий царских солдат. Озеро с тех пор стали называть Зираткулем, т. е. «могильным озером», а место захоронения — Хасановым холмом или Хасановой горкой. А уж Зюраткулем оно стало позднее.
Эта невысокая, чуть вытянутая горка возвышается недалеко от Каменного мыса и нынешней озерной плотины. Вершина у нее почти плоская, а на пологих склонах поднялись хмурые ели и пихты. Могучие деревья как бы охраняют вечный покой молодых воинов. Возле заросших травами башкирских могил в наши дни раскинулось небольшое зюраткульское кладбище, где хоронят местных жителей.