автор - Хельген
Весеннее равноденствие (Vernal Equinox, Alban Eiler, Ostara)
Третий праздник годового круга, отмечаемый 20-23 марта. Точное время Весеннего равноденствия зависит от того, когда солнце пересекает линию экватора (20 марта 15.31 по Москве).
Праздник отмечает равенство сил убывающей ночи и прибывающего дня и грядущую победу Света над Тьмой.
С Весенним равноденствием приветствуют Богиню-Деву, несущую в мир новую жизнь. Ветхость старого очевидна перед торжествующей молодостью. Преобразование, начатое в Йоль, совершилось. Миновало очищение Имболка. Богиня предстает обновленной и юной, чтобы Невестой встретить Своего бога.
Почитаемая с Весенним равноденствием Богиня-Дева двойственна в Своих проявлениях. С одной стороны, Она Хранительница и Помощница обновляющейся жизни, целомудренная и строгая Властительница Женских (в первую очередь, лунных, но не только) сил Природы. Дева содействует всему, что способно расти и развиваться. С другой стороны, Она - беспощадная Воительница, враждебная всему искусственному, противоестественному, гиблому. При кажущемся противоречии созидательная кротость Девы и буйный нрав Воительницы служат единому жизнеутверждающему замыслу.
Стоит обратить внимание и на то, что современное понимание священной Девственности несколько искажено поздним влиянием христианства. Нынешнее представление о нежной и беззащитной Деве далеко от изначального. Первично Девственность воспринималась как свобода и отсутствие всяких обязательств перед мужчиной. Таким образом, Весеннее равноденствие – это еще и праздник освобождения, самодостаточной полноты бытия.
Лишнее тому подтверждение - римские Либералии, справлявшиеся приблизительно в тех же числах. В эти своеобразные “дни независимости” рабов отпускали на волю или позволяли вести себя как свободные люди (первоначально, во времена республики рабы на время менялись местами с хозяевами, позднее обычай был упразднен).
Весеннее равноденствие чаще всего связывается с северной Богиней Остарой, чье имя дало название празднику, а позднее было заимствовано для обозначения христианской пасхи в некоторых германских языках.
Остара почиталась как Богиня плодородия, Носительница животворной силы. В этой связи Ей посвящался заяц, распространенное животное - обозначение растущей Луны и циклического воспроизводства. Древние усматривали в пятнах на Луне скачущих зайцев или кроликов. “Нефритовый заяц” древнекитайской мифологии обитал на Луне и толок в ступке снадобье бессмертия.
В растительном царстве Остаре принадлежит маргаритка (также посвященная Коре-Персефоне), подобно астре соотносимая со звездой. Прослеживается связь Остары с финикийской Астартой, западно-семитской Атаргатис и Ишхарой, вавилонской Иштар, армянской Астхик, греческой Астреей (см. Энциклопедию Фемитеизма). Любопытно и лингвистически мало обоснованное, но проводимое исследователями выделение в перечисленных именах общего корня str-strt “божество”.
Часто используемое праздничное украшение - яйцо. Из-за двойственности содержимого (белок и желток) оно связывается в мифологии с первичным творением, разделением Хаоса на Небо и Землю. Ввиду круглой формы яйцо иногда сравнивается с солнцем и возрождающимся богом, но прежде всего - с Богиней-Создательницей, Праматерью, положившей начало вечному круговороту: жизнь-смерть-возрождение. Белоснежная скорлупа служит частым художественным иносказанием целомудрия Девы, скрытой покрывалом Невесты. Известный поныне обычай расписывать яйца восходит к древнейшим земледельческим культам, где наносимые узоры обладали магическим содержанием.
Птицы, обязательные спутники Весеннего равноденствия, в большинстве традиций соотносятся с бессмертием. Обряд выпускания птиц из клетки отражает высвобождение жизненных сил, восхождение к свету после долгих зимних ночей, открытость естественному обновлению, доверие и надежду. Это еще и людское приветствие Богине, вернувшейся на землю (ср. Персефона, Иштар). Последующее христианское заимствование приписало обычай к Благовещению, весьма мало изменив начальный смысл.
Помимо особенностей, указанных выше, обряды, посвященные Богине-Деве, отличает преобладание бледных цветов (из насыщенных допускается только зеленый). Для украшения священного пространства используются живые растения: домашние или принесенные с улицы и проращенные ветви, семена, бобы (в частности, те, что наполняли своим намерением на Самайн); из цветов хороши ирисы и подснежники. Главная сторона света – Восток. Движение в круге осуществляется посолонь. С наступлением сумерек в честь Девы зажигают три свечи, белых или зеленых, чтобы продлить прибывающий день.
Весеннее равноденствие благоприятствует тем, кто стремится начать новую жизнь, исправить прежние ошибки, переписать что-либо “с чистого листа”. Самые бредовые надежды получают возможность осуществиться.
Женщинам Остара дает простор для творчества в любовных делах и большую вероятность зайти очень далеко. Стоит, однако, помнить, что Дева враждебна грязному и противоестественному.
Очень сильны мероприятия по исцелению. Возвращение светлой Девы несет поддержку и силу всему изнуренному зимой, но уцелевшему. Самое время увидеть настоящее в себе и своей жизни: то, что выдержало стужу, оказалось крепче ледяной коросты, и настойчиво пробивается наружу из-под мертвого хлама. Ложное погибает рано или поздно. Только истинное способно перезимовать. Так что хватит оплакивать свои потери, довольно рыдать над мусором. Пора посвятить себя действительно жизнеспособному: упрочить то, что родилось, вылечить и поддержать то, что возродилось, искалеченное, но окрепшее в испытаниях. Уже весна.