Брихаспати
Брихаспати (Брахманаспати) («господин брахмана (молитвы)») — в ведийской и индуистской мифологии - божество молитвы и жертвоприношения. Персонификация планеты Юпитер. В эпосе и пуранах Брихаспати являлся жрецом и наставником богов.
Брихаспати поражает демонов, разрушает загоны для коров, находит свет.
Брихаспати заполняет воздушное пространство, приносит Солнце и разгоняет тьму громом, освобождает от узости хаоса, раскалывает скалы, приготавливает хорошие пути, несёт все формы (Тваштар создал его как основу всех существ).
Брихаспати даровал богатство и сыновей, он был щедр к жертвователям и певцам, непримирим к лжи и врагам. Ему принадлежали поэтические размеры и он сам пел гимны богам. Его нередко называли Вачаспати — «господин речи». Зачастую в битвах Брихаспати характеризовали громкий голос или даже рев.
Брихаспати силен и победоносен, друг Индры и марутов, подобен Агни, он – предводитель хора.
Эзотерическое значение
Брихаспати сотворил из ничего богов. Ему принадлежат поэтические размеры (иногда Брихаспати признают господином брихати, одного из поэтических размеров). Брихаспати сам поёт гимны богам. Громкий голос, а в битвах рёв характеризуют Брихаспати.
Считается, что Брихаспати управляет хорошими мыслями. Это как бы внутренний Гуру.
Брихаспати олицетворяет также шуддха-саттва-сварупу – просветленную очищенную форму индивидуальности, когда ложное эго перестает быть ложным и становится полностью очищенным.
«Брихаспати есть тот, кто твердо установил пределы и очертания земли, т.е. материального сознания. Брихаспати звуком, своим ревом творит формы, ибо слово есть крик души, пробуждающейся к вечно новым восприятиям и формациям. Кто силой прочно утвердил пределы земли – Брихаспати, в тройной обители свершения ревом своим. Говорится, что на нем сосредотачивали свои мысли древние или первые риши. Сосредоточением и размышлением они достигали озарения в уме. Озаренные, они установили его впереди как бога сладкоязычного с языком, вкушающим радость от пьянящего нектара Сомы, который и есть волна сладости, сокрытая в сознательном Бытии, и постепенно высвобождаемая из него».
Когда в результате тапаса, аскезы с помощью воли (Агни) совершается жертвоприношение, т.е. подносятся низшие части и переплавляются с помощью Агни, появляется Сома (нектар блаженства, нектар бессмертия). Именно этот Сома идет на укрепление тонкого осознавания буддхи.
Брихаспати – это одно из божеств, которое получает этот нектар блаженства, то есть когда у нас появляется некоторое блаженство во время практики, ясность при медитации, наш внутренний Брихаспати получает насыщение.
Допустим, мы сидим во время Махашанти, нам удается остановить ум в результате тапаса и воли; возникает переживание дхьяны, блаженства, расширения сознания. Из этого расширения сознания наш внутренний Брихаспати начинает вырастать. Он получает сому, этот нектар.
Если Индра внутри нас – это внутренний воин, внутренний вира-йогин, то Брихаспати – это внутренний гуру, внутренний стратег, тот, кто не столько завоевывает, сколько принимает правильные решения, дает советы в виде интуиции и в виде совести. У человека, который отворачивается от своего Брихаспати, тонкие тела заблокированы, и он не находится с ними в контакте, когда его интуиция, его совесть ничего ему не могут сказать. Он просто действует на основании эмоций, чувств и мыслей, логики. Напротив, тот, кто всегда соблюдает чистоту, самайю, принципы, идеалы, кто всегда их блюдет, его внутренний Брихаспати всегда повернут к нему, и он находится в контакте с ним.
«Риши становятся все более и более просветленными в своих мыслях благодаря торжествующей силе Брихаспати, пока они не станут озаренными. Риши, сосредоточив мысль на интуитивных прозрениях, которые вздымаются из души с ревом Брихаспати, священным и озаряющим словом, прочно удерживая их в мысли, становятся озаренными в уме, полностью открываются потоку сверхсознательного».
Что такое «рев Брихаспати»? «Рев Брихаспати» – это звук Нада, который возникает, когда при Нада-йоге или других садханах ветры входят в центральный канал. Брихаспати связан с введением каких-то тонких переживаний, тонких форм в сознательный ум. Он извлекает из подсознания все наружу, в понятийный ум, в поверхностное сознание, неоформленному придает форму, проявляет.
«Это давало им возможность вывести на поверхность сознательного Бытия ту деятельность помыслов души, которая обычно осуществляется завуалировано (скрыто), и превратить ее в ведущее движение своей природы. В результате Брихаспати становится способным насладиться в них и для них восторгом существования, нектаром бессмертия, наивысшей Анандой».
Когда что-то было спрятано в глубине вашей души и было как тонкая интенция, как неясная бхава, как что-то неоформленное, невысказанное, а затем в результате практики вы остановили ум, глубоко просозерцали, и это развернулось в какую-то мандалу, в какое-то видение, может быть, священный текст – все это действие энергии Брихаспати, когда мы извлекаем из подсознания какие-то глубокие прекрасные или красивые мысли. С помощью них мы корректируем наши действия, меняем нашу судьбу. Воплощаем санкальпы, формируем новые смыслы, цели и ценности. Все это тоже Брихаспати.
Человек, у которого Брихаспати ослаблен, имеет проблемы с формированием стратегии жизни. У него трудности с формированием целей, с выработкой ценностей и с пониманием смыслов. Он чувствует какие-то смутные желания, но сам не может для себя их четко оформить. Потому что, скорее всего, вход во дворец Брихаспати внутри у него закрыт. И только когда он предпримет какой-то тапас, и его внутренние демоны, боги-хранители пропустят, и Брихаспати предстанет перед ним, он получит даршан этого божества и поймет, какова же его стратегия, какой смысл, какие ценности и цели ему нужно вырабатывать.
Мы практикуем тапас и выполняем аскезу, смирение, медитацию именно для того, чтобы проникнуть в чертоги Брихаспати и получить такой даршан. Не обязательно, что вы увидите его восседающим на троне, это у каждого по-своему; иногда можно видеть его и восседающим на троне, иногда у вас могут быть сновидения, где вы встречаетесь с царем или с генералом, с очень важным человеком. Это тоже может быть даршаном Брихаспати. Но иногда это может быть просто внутренняя интуиция, которая внезапно раскрывает и показывает вам.
Место Брихаспати во Вселенской иерархии Божеств
Развитие образа Брихаспати шло по двум направлениям.
С одной стороны Брихаспати – Атхарван, отец богов, создатель всего, священная сила богов и даже высший принцип, который нередко отождествляется с брахманом («Шатапатха-брахмана», «Айта-рейя-брахмана», «Тайттирия-самхита» и др.)
С другой стороны, в эпосе и пуранах Брихаспати – еще и предводитель семи риши из рода Ангираса, он правит планетой Юпитер, которая называется тем же именем.
В брахманах Брихаспати стал ипостасью Атхарвана – жреца, первым добывшего огонь, установившего жертвоприношение и сложившего «Атхарваведу». Атхарван – друг богов и «древний учитель», живущий на небесах. В ряде текстов Брихаспати даже отождествлялся с Брахманом – самосущим творческим началом. В «Ригведе» одиннадцать гимнов посвящены Брихаспати и ещё два гимна — Брихаспати вместе с Индрой.
Изображение Брихаспати
Брихаспати изображается как божество золотого цвета, яркий и чистый. У него семь уст, семь лучей, сто крыльев и прекрасный голос. У него есть жезл грома, золотой топорик, железный топор, колесница Дхармы, лук и стрелы – его атрибуты. Будучи покровителем жертвоприношения, Брихаспати изображался как божественный жрец.
Мифология Брихаспати
Уже в «Риг-веде» Брихаспати участвовал в мифе о похищении Валой коров. Коров нашли в скале, которую Брихаспати проломил своим рёвом. После этого он нашел Ушас и Агни. Он же создал ангирасов, вернувших коров, украденных Пани.
Позже Брихаспати появился в сюжете похищения богом Сомой его жены Тары. Согласно пуранической легенде, Сома пленился красотой Тары и похитил её у Брихаспати. Это вызвало войну между асурами, которые поддерживали Сому, и богами, принявшими сторону Брихаспати. Конец войне положил бог-создатель Брахма, который вернул Тару мужу. Вскоре после этого Тара родила сына. На ребенка претендовали и Сома, и Брихаспати. Долгое время Тара скрывала, кто его отец, но в конце концов призналась Брахме, что это сын Сомы, и Сома дал ему имя Будха. В сюжете жертвоприношения Дакши Брихаспати успокоил разъярённого Рудру.
Во многих сюжетах Брихаспати выступал как наставник богов. Он предсказал богам, что Гаруда похитит амриту, он давал советы Индре и его жене Шачи. Брихаспати также играет эпизодические роли в сказаниях о царе Марутте, о разрушении богами крепости асур Трипуры и других
[img]
[/img]