На протяжении истории человечества было выработано множество способов, зачастую самых изощренных, продления человеческой жизни. Ценой других жизней, ценой понижения своего эволюционного статуса и ценой еще Бог знает чего маги стремились отсрочить неизбежное. Поиски Эликсира Жизни — один из примеров.
Когда говорят, что алхимиками двигала жажда наживы — говорят ерунду. Это профанации, не имеющие никакого отношения к Алхимии.
Все знают, сколько алхимиков погибло от взрывов, сколько отравилось ядовитыми газами, и скольких убили воры или суеверные крестьяне. Никто не рискнул бы отправиться на поиски Камня, если бы единственной его способностью была трансмутация металлов.
Но алхимик, изготовивший Философский Камень, получает также Эликсир жизни.
Вот душа алхимии.
Человек, ставший Камнем, достигает бессмертия личности.
Является ли это бессмертие истинным бессмертием, или, иными словами, побеждена ли смерть — вопрос другой. С ним мы разберемся позднее. Однако такой человек избегает тягот последовательных смертных перерождений, сливаясь с Потоком Жизни Вселенной. Что это значит и какова дальнейшая судьба такой личности — также не является предметом сегодняшнего разговора.
Несмотря на то, что обладание Камнем означало обладание Эликсиром, существовала масса “эликсиров” и омолаживающих средств, а также разнообразных методов, начиная от питья человеческой крови или поедания гадюк, до вбирания в себя дыхания юных девушек. Ну что ж, естественно, не обошлось без шарлатанства.
Наблюдение и применение—две стороны по существу единой познавательной деятельности, дали с древности начало двум одинаково почтенным и, вместе с тем, в определенном смысле противоположным наукам. Науке о трансформации и науке о трансмутации, науке для человечества и науке для Человека—химии и алхимии.
По мнению современного алхимика Фулканелли, алхимия служила связью с цивилизациями, которые исчезли тысячелетия назад и неведомы археологам. Не будем пускаться сейчас в разговоры о возможности существования таких цивилизаций—об этом и так много написано. Согласно старым легендам, хранимым раввинами, ангел у врат Эдема посвятил Адама в мистерии Каббалы и Алхимии, обещая, что, когда человеческая раса в совершенстве овладеет секретной мудростью, скрытой в этих искусствах, проклятие запретного плода будет снято и человек сможет снова войти в Сад Господень. Точно так же, как человек облачается в “одеяние из кож” (физическое тело) во время своего падения, так и эти священные науки были даны ему в низших мирах воплощенными в плотные оболочки. Химия рассматривается как земное тело алхимии, остальная часть которой скрыта за покрывалом небес. Алхимики оку тывали процесс производства камня покровом тайны, что нередко смущало других алхимиков и делало их искусство еще более непознаваемым, так как совершавшиеся действия были не только химического, но и мистического свойства. Философский камень не только превращает металлы в золото, он также совершает духовное преобразование человека из состояния земной нечистоты в небесное совершенство. Некоторые алхимики никогда даже не приближались к лаборатории и осмеивали попытки изготовить золото с целью обогащения, но многие из тех, кто с надеждой трудился над печами и атанорами, полагали, что Камень может быть добыт только теми, кто достиг глубокого понимания сокровенных тайн Вселенной. Эти тайны не могут быть выражены простым языком и не только потому, что их обладателями станут недостойные. Они могут быть переданы только с помощью символов и аллегорий, а полный объем их смысла может быть уловлен лишь благодаря мистическому переживанию.
Одним из проявлений древнейшей алхимии можно назвать шаманские практики, целью которых было превращение (трансмутация) объектов природы в фетиши, почитаемые объекты (часто с использованием огня) и обычного челоека — в шамана (кризис Посвящения). Термины “фетиш”, “фетишизм” означают не какой-либо определенный вид почитаемых предметов, а определенное отношение человека к сверхъестественному миру, именно то отношение, при котором человек верит в свою способность принудить сверъестественные силы служить себе, алхимическое отношение. Фетишизм, возникший на заре цивилизации, и по сей день составляет неотъемлемую часть любой религии. При этом вряд ли возможно приурочить наибольшую выраженность фетишизма к ранним стадиям истории религии: еще вопрос, где его больше — у австралийцев с их священными чурингами или в христианском культе с его бесчисленными изображениями Святых, мощами и реликвиями.
С возникновением древнейших государств и жреческого сословия, значительная часть как химической, так и алхимической деятельности оказывется в стенах Храмов. с одной стороны, знания прикладного характера помогали жрецам осуществлять подконтрольные им технологии и влиять, таким образом, на развитие общества. С другой стороны, Алхимия, путем манипуляций над материей, давала им власть над силами метафизической природы (что бы ни понимали под этими словами).
Алхимия, как и все магические науки и искусства, основана на предположении единства всего во Вселенной. Основа единства была обнаружена алхимиками в веществе, названном ими первоматерией, в веществе, которое остается неизменным во всем разнообразии. Первоматерия не является материей в точном смысле этого слова, она является ее возможностью. Первоматерия может быть описана лишь в противоречивых терминах. Она не обладает ни свойствами, ни качествами, и в то же время имеет все качества и свойства, так как содержит в себе возможность всего, что находится в ней в латентном состоянии. Первоматерия — это то, что остается от предмета, когда он лишен всех характеристик.
До сегодняшнего дня алхимики считают, что объект может быть лишен всех своих свойств и низведен до первоматерии, и вновь выведен из нее с новыми, лучшими, качествами. Используется теория материи, развитая Платоном и Ароистотелем, по которой в результате оформления, первоматерия разделилась на 4 первовещества—огонь, воздух, воду и землю. Каждый из этих элементов обладает двумя из четырех священных свойств Первоматерии. Огонь жарок и сух, воздух жарок и влажен, вода холодна и мокра, земля холодна и суха. Все состоит из четырех элементов, и различия между предметами и материалами объясняются разницей в пропорциях, в которых эти элементы сочетаются в них. Если одно из свойств элемента нарушить, он превращается в другой элемент: если горячий и сухой огонь теряет свой жар, он превращается в холодное и сухое — землю (золу). Когда холодная и мокрая вода нагревается, она становится горячей и мокрой и превращается в воздух (испаряясь). Это представление важно для алхимии, поскольку допускает возможность трансмутации.
Ремесленники древнего мира стремились подражать природе, пользуясь красками и сплавами, чтобы искусственно созданные материалы напоминали природные. Убеждение, что природе можно подражать, является одной из фундаментальных концепций: самое естественное и совершенное творение — создать то, что подобно себе. Одновременно существовало представление о том, что “неблагородные” металлы представляют собой несовершенное творение природы. Природа всегда стремится к совершенству, стремясь создать наилучший металл золото, наименее подверженный порче и коррозии. Но природные процессы часто сбиваются, и в результате получаются другие, несовершенные, металлы. Заметим, что все сказанное и то, чо еще будет сказано о “магической” стороне Алхимии вовсе не претендует на однозначность. Действительно, можно рассматривать магические практики как объективные явления и как психические состояния. Иначе говоря, всегда в таких случаях следует отдавать себе отчет в том, что точно определить онтологический статус этих явлений невозможно. Именно принципиально невозможно. Однако такая двойственность вовсе не снижает их ценности, ибо в любом случае их благотворное влияние на практикующего имеет место. Более того, в ходе этих процессов жизнь алхимика оказывется более полной и подлинной. Именно тяга к подлинной жизни, и тоска по ней, часто толкает людей на путь Магии. Точно так же не снижает их ценности и существенное количество шарлатанов, всегда стремившихся заработать на имени Алхимии.
Параллель между существованием металла и жизнью человека явно прослеживается во многих алхимических трактатах и отражает первоверховный Магический Закон Закон Аналогий. Первым важным шагом в работе алхимика является сведение исходного материала к первоматерии. Оно заключается в “убийстве” внешней формы металла и в высвобождении семени золота, заключенного в нем так же, как душа заключена в теле человека. Затем семя соединяется с первоматерией для зарождения эмбриона металла, который будет обладать естественным стремлением стать золотом, так как человек стремится достичь совершенства. Подкармливаемый должным образом, эмбрион будет расти и, наконец, родится в атаноре как совершенное золото, Камень.
Однако вернемся к истории. Жреческая культура развивала две основные науки: астрологию (сюда включается и вычисление сроков разливов Нила, и предсказание эпидемий, и планирование сельского хозяйства) и алхимию. Понятно, что у них было очень много точек соприкосновения. Один из древнейших алхимических текстов, Изумрудная Табличка Гермеса, объясняет эти соответствия уже упоминавшимся Законом Аналогий”: то, что внизу, подобно тому, что наверху. Поэтому понятно, что самым известным тогда планетам в соответствие приводились (были их земными представителями) семь известных металлов. Солнцу соответствовало золото, серебро Луне, железо—Марсу, медь—Венере, олово—Юпитеру, ртуть Меркурию и свинец—Сатурну. Конечно, были и другие варианты соответствий, но принцип всегда сохранялся.
Дошедшие до нас фрагменты религиозных текстов Древнего Египта свидетельствуют о том, сколь важное место занимала в египетской религии магия и, соответственно, алхимия. Именно они определяли взгляды египтян на преходящие и Вечные ценности. Большинство древних народов использовали магию для того, чтобы придать человеку силу сверхъестественного существа, позволить ему достичь того, что находится за пределами его возможностей, и стать на время столь же могущественным, как и истинный обладатель этой силы. Но египетская магия, как и алхимия, заставляла дружественные и враждебные силы (а позже—и самого Бога) исполнять волю человека независимо от их желания. “Вера в магию, в самом лучшем смысле этого слова, была в Египте старше веры в Бога” (Уоллис Бадж).
Из религиозных книг Древнего Египта известно, что сила жреца или человека, знающего и умеющего применять магию, считалась почти безграничной. Весь мир был сотворен силой слов Тота, при помощи слов можно было разверзнуть воды, вопреки их природе, и даже ход Солнца в небесах можно было остановить словом. А вот для преобразования металлов нужен огонь — вспомогательное дополнение к магическим формулам. “Мудрость” египтян была двойной, то есть они обладали двумя разными видами “мудрости” — для мира материального и мира духовного—и поэтому народы соседних стран неправильно понимали суть происходящего. Древнее название Египта—“Кемт” (Кем, Та Кемет), что означает “черный” или “темный”. Своим возникновением оно обязано темному цвету ила, из которого состоит почва по берегам Нила, в отличие от “Красной страны”—песков и предгорий Ливийской и Аравийской пустынь. Это слово переводится также как “загадка”, “тайна”, что связано с осмыслением черного цвета как цвета мистерий, скрытого. (Само слово “Египет”, повидимому, происходит от видоизмененного египетского названия Мемфиса—ХетКаПтах или финикийского ХиКуПта, что означает “Крепость (храм) души бога Птаха”.) В форме “Хеме” это слово было передано от коптов грекам, римлянам, сирийцам и арабам. По всему древнему миру египтяне славились именно своим умением обрабатывть и превращать металлы. По свидетельству греческих философов, египтяне выделяли золото и серебро из природных руд с помощью ртути. В результате этого получался ЧЕРНЫЙ порошок. Считалось, что он обладает чудесной силой и заключает в себе индивидуальности различных металлов, объединяя их подлинные сущности. В мистическом смысле этот “черный” порошок идентифицировался с телом Осириса в загробном мире: и тому, и другому приписывлись магические свойства, они считались источниками жизни и силы. Так в Египте с ростом мастерства металлообработки росла вера в магическую силу сплавов. Искусство манипуляции с металлами, изучение их состава и магических свойств было названо “хемейя”, то есть “приготовление черного”—активного начала при превращении металлов. К этому названию арабы добавили частицу аль (что значит “из”), образовав таким образом слово альхемейя, которое увековечило египтян как блестящих исследователей “белой” магии и “черного искусства “.
Оставляя позади халдейский период, о котором практически нет письменных свидетельств и из которого до нас не дошло имен химиков, мы приближаемся сейчас к историческомк периоду, когда книги стали писать на папирусе. Целый ряд ранних египетских книг приписывается Гермесу Трисмегисту, который, может быть, был настоящим ученым или же представляет собой персонификацию ряда поколений писателей. Он идентифицировался греками с богом Гермесом и египтянами с Тотом (Джехути) и изображался с головой ибиса, увенчанной серпом Луны. Египтяне почитали Тота богом мудрости, счета и письма. Его женой (весьма примечательно) считалась богиня истины и порядка—Маат. Прилет ибиса — Тота — связывали с разливами Нила. Как Божество небесное, Тот отождествлылся с Луной, он считался сердцем бога Ра—его заместителем ночью. Тот охраняет каждого покойного и ведет его в царство мертвых. Именно на этом основании он идентифицировался с Гермесом, который считался психопомпом (“ведущим души”). Тоту приписывли создание всей интеллектуальной жизни Египта, “Владыка времени”, он разделил его на годы, месяцы, дни и вел им счет. Тот создал письменность. В эллинистический период Тоту приписывали создание Священных книг (Ямвлих утверждал, что Гермес был автором 20000 книг) в том числе “Книги Дыхания”, которуя вместе с “Книгой Мертвых” клали в гробницу как имеющую магическую силу. Одиночная фигура, даже колоссального масштаба, даже облеченная божественными прерогативами, вряд ли могла справиться с таким монументальным трудом. Среди наук и искусств, которые, как утверждают, Гермес открыл людям, были медицина, химия, юриспруденция, астрология, музыка, риторика, магия, философия, география, математика, анатомия и ораторского искусства. Его превосходящие все знания заставляли отождествлять Гермеса со многими ранними мудрецами и пророками. Ему поклонялись в виде планеты Меркурий потому, что это тело было ближайшим к Солнцу: из всех созданий Гермес был наиближайшим к Богу и был известен как посланец богов. Обращение “Трижды Величайший” было принято по отношеню к Гермесу по той причине, что он рассматривался величайшим среди все филосффов, величайшим из всех жрецов, величайшим из всех царей. Вследствие огромного уваженя, которое питали старые алхимики к Гермесу, химические сочинения назывались “герметическими”, и до сих пор в хода фраза “герметически закупоренный”. Среди фрагментов, которые наиболее вероятно принадлежат Гермесу, есть две знаменитые работы. Одна из них — уже упоминавшаяся Изумрудная Скрижаль, а вторая—“Божественный Помандр”, или, как ее принято называть, “Пастух людей”. В высшей степени примечательным является то обстоятельство, что Гермес был одним из совсем немногих философов-жрецов язычества, на которого ранние христиане не изливали своей желчи. Некоторые Отцы Церкви зашли настолько далеко, что признавали за Гермесом значительные умственные способности, утверждая, что, если бы он родился в более просвещенный век, и мог бы послушать на благо себе их мудрые поучения, то он мог бы быть действительно великим человеком.
В своей работе “Стромата” Клемент Александрийский, один из немногих летописцев языческой мудрости, чьи сочинения сохранились до нынешнего времени, дает информацию—практически всю, которая нам сейчас известна—о 42 книгах Гермеса и о той важности, которую придавали светские и религиозные власти Египта. Одна из величайших трагедий философского и алхимического мира потеря практически всех этих книг, которые исчезли во время пожара в Александрии, когда император Диоклетиан в отместку за восстание в Египте повелел сжечь все египетские рукописи, посвященные превращению металлов, ибо римляне, а потом и христиане понимали, что пока эти книги не будут уничтоже ны, Египет им не покорится. Тома, избежавшие огня, были спрятаны в пустыне и их местонахождение известно только посвященным Секретных Школ.
Древнейшей и наиболее почитаемой из всех алхимических формул является священная Изумрудная Табличка Гермеса. Авторитеты расходятся во мнениях по поводу подлинности этого предмета, но, во всяком случае, возраст Таблички очень велик. В то время, как символизм Изумрудной скрижали представляет особый интерес для масонов, которые соотносят ее с личностью Хирама, Табличка является прежде всего алхимической формулой, относящейся к алхимии основных металлов и к алхимии человеческого перерождения.
По основному воззрению алхимиков на металлы, вся совокупность металлов может быть расположена в прогрессивную шкалу биполярного характера; один полюс совершенства соответствует серебру, другой—золоту. в этих двух металлах наисовершеннейшими способами связаны два принципа—принцип Серы и принцип Ртути, причем в серебре эта связь реализована наисовершеннейшим образом для проявления Ртутных свойств, а в золоте—для проявления Серных свойств. Остальные металлы рассматриваются как соединения, не дошедшие до серебра в отрицательном направлении, или не дошедшие до золота в положительном направлении. Во всяком металле (и даже во всяком простом теле) реализована связь Серы с Ртутью, но только в золоте и серебре эта связь реализована герметическисовершенно. Чтобы трансмутировать другой металл в серебро или золото, надо прежде всего разрушить установившуюся в этом металле несовершенную связь, т.е. отделить тонкое (Серу, Огонь) от плотного (Ртути, Воды), а затем установить новую связь, совершенную, типа преобладания пассивности или типа преобладания активности, смотря по тому, в какой из благородных металлов хотят трансмутировать неблагородный. Принцип-Сера с Принципом-Ртутью, соединяются в общую шкалу, именуемую “Азотом Мудрецов”. На практике же мы всегда имеем дело с Солью, как основой проявления тел, и с Азотом, как основой возможности освобождения Планетных принципов, связанных Солью. Разность качественных и количественных свойств определяется лишь продолжительностью Делания. Философский Камень обладает силами, скрытыми в природе не для разрушения, а для поднятия и возрождения материи в трех разделах Природы. Сила Камня проникает сквозь каждую твердую вещь.
Определенные трудности людям древности доставил Марс, и производство его металла—железа, несмотря на широкую распространенность его руд, долгое время было весьма дорогостоящим. Материальной причиной этого была тугоплавкость железа. Однако древние рассматривали мир с несколько других позиций. Первобытная концепция Творения такова, что оно происходит только через “изначальную жертву”. То, что было создано, может быть сохранено только черз жертву и войну. Образ Марса—это один из символов связи между высшим неоформленным миром будущих форм. Понятие жертвы характеризует изначальный порядок. Его строгий закон требует смерти для каждой жизни, сублимирует преступный инстинкт в служению добру, преобразует ненависть в любовь в интересах возобнавления жизни. “Чтобы сохранить существующий порядок, боги боролись с гигантами и чудовищами, которые с начала творения стремились поглотить Солнце” (Шнайдер). И Марс рассматривался как вечное воплощение этой необходимости кровопролития, проявляющейся во всех законах Космоса. Естественно, Боги долгое время давали людям железо, металл крови, лишь изредка—в форме метеоритов. И лишь с достижением определенного уровня развития—осознания своей природы—железо стало широко доступным для человечества.
Вопреки устоявшемуся мнению, алхимики не подделывли украшения с использованием стекляшек. Они кже в Древнеегипетское время умели увеличивать естественные драгоценные камни. Примером может служить все тот же изумруд, на котором написана скрижаль Тота, и статуи богов, изготовленные из цельных самоцветов. Действительно, Алхимия — наука о приумножении. Она основывется на естественных феноменах роста и развития—процессах увеличения и “улучшения” того, что уже существует. Одна из формул Алхимии гласит: “все — во всем”. То, что истинно в высшем, истинно и в низшем. Если алхимия была великим духовным фактом, тогда она является и великим материальным фактом. Если она имела место в реторте, тогда она должна иметь место в человеке; если она имеет место в человеке, она должна иметь место в растениях и минералах. Если во Вселенной растет хоть одна вещь, тогда во Вселенной растет все. Если может быть приумножена одна вещь, тогда могут быть преумножены все вещи. Еще одна аксиома алхимии гласит “во всем есть семена всего”, хотя в простых процессах природы они могут оставаться скрытыми. Пользуясь этими убеждениями как теоретической базой, алхимики отыскали способ выращивания драгоценных камней без использования колоссальных температур и давлений. С момента своего появления наука развивалась в двух мирах—на Востоке и Западе. Химия—не исключение. Все, что уже сказано, относится к западной науке. Восточными же центрами развития цивилизации были Китай и Индия.
Зарождение китайской алхимии относят к середине I тысячелетия до н.э. Это удивительное время: тогда жили Лаоцзы и Кунцзы (Конфуций), Сократ и Платон, Будда и Заратуштра. В Китае в это время возникли представления о том, что святые отшельники (шеньсянь) обладают удивительными сверхзнаниями и сверхвозможностями. Таких отшельников называли еще фанши (“муж, ведающий направлениями” или “муж, ведающий способами”). Ведали же они алхимией, астрологией, методами лечения и пр. Фанши предлагали желающим отправиться в море искать волшебные острова—Пэнлай и другие, где живут бессмертные, у которых можно достать средство достижения бессмертия. Эти острова (как и Земли Обетованные других народов), по-видимому, не следует воспринимать как нечто вещественное; увидеть их неподготовленному, неочищенному человеку невозможно. Поэтому многие экспедиции за Эликсиром Бессмертия ничего не нашли, а те люди, которые чтото видели, жаловались, что острова исчезали, когда корабли приближались к ним. Не дождавшись милости от богов, “Ведающий способами” Ли Шаоцзюнь предложил комплексную методику “выплавления Пилюли Бессмертия”. Ее суть символически описывется так: “киноварный песок должен превратиться в золото, из которго нужно сделать посуду. Пользуясь ею, будешь жить долго и сможешь увидеть святых с Пэнлая, что обеспечит бессмертие”. И обычное предупреждение: “Было бы ужасным грехом разоблачить перед солдатами тайны твоего искусства. Будь оторожен! Даже насекомое не должно проникнуть в комнату, где ты работаешь!”...
Несколько позже, в конце I тысячелетия до н.э. многие пытались изготовить пилюлю бессмертия, принимаемую внутрь. Неизменным ее компонентом указывалась киноварь — ядовитый сульфид ртути. Осмелившиеся принять такую “пилюлю” вскоре отправлялись к небожителям. Переплавляя киноварь с серой, свинцом и другими металлами и прокаливая ее, получали “золотую киноварь” (цзиньдань), которая служила лекарством и внешне не отличалась от природного золота. Естественно, читая древние тексты, не следует забывать, что их авторы писали на языке символическом, подразумевая под словами совершенно другое, чем они означают обычно. Каждый понимает древние писания в зависимости от степени своего владения темой.
Работа над созданием пилюль бессмертия продолжалась до Х века, хотя летальный исход становидся уделом многих экспериментаторов, в числе которых было немало правителей и высших сановников. Однако уже с начала новой эры все активнее велась работа над “внутренней пилюлей”, под которой понимали особые энергетические структуры, создаваемые в теле. Причем терминология осталась прежней, сохранилась символичность языка. “Выплавление внутренней пилюли бессмертия” — сложный процесс накопления и преобразования энергий, в котором участвуют дыхание, движение тела и сознания. Внутренняя алхимия даосов обнаруживает черты сходства с тантрической практикой (преображение человеческих чувств не путем ухода от них, а путем их “переплавки”), и с европейской и арабской алхимией (тайный брак — химическая женитьба и многое другое). Даосы считают, что в конечном итоге и весь мир преобразится по той же схеме, что и тело адепта. Китайцы описывали мир с помощью триграмм и гексаграмм, и эти символы, знакомые широкой публике преимущественно по книге “Ицзин”, закономерно возникают и в характеристике алхимического преображения. Даосы уподобляли тело подвижника тиглю, в котором происходят реакции внутренней алхимии, способные вскормить в подвижнике его “духовное дитя”, и превратить его в бессмертного. Ртуть при этом часто отождествлялась с энергией легких, свинец обозначал энергию почек и т.д. Зародыш бессмертного тела в даосском подвижнике именовался золотым эликсиром. Он зарождался и рос благодаря “внутреннему деланию”, включавшему многие техники и стадии. Плавление (лянь) понимали как символ энергетической перестройки. Но “плавить” часто пишут вместо похожего иероглифа “тренировать”, из чего можно сделать вывод о близости смыслов этих понятий.
Однако при такой схожести алхимических техник Востока и Запада, с самых древних времен прослеживается глубинное различие в их идеологиях. В родовом мировоззрении древних китайцев и индийцев очень явно прослеживается тождество человека и природы. “И цзин” и “Брихадараньяка” Упанишада настаивают на субстанциональногенетическом тождестве человека и природы. Суть восточной культуры заключается в мировоззренческом превалировании космоса над человеком. Человек придает этому стилю ту или иную направленность, но не меняет его в существе. Будь то индийские Веданта, миманса или китайский даосизм—везде космос выступает носителем природных и человеческих смыслов жизни. Причем они обладают такой силой упорядоченности, постоянства и воздействия на человека, какую несут в себе природные круговороты вещества. Человеку в такой ситуации остается только внимать природе, “не выскакивать” из параллелей движущихся вещей, не лезть в чужой ряд, и тогда он сполна реализует свои возможности и сущность. В западном, технически оформленном, космосе по-иному строятся отношения. Если в восточных моделях космоса природа, род и сознание связаны вместе, обобщены в образах первопредков, которые субстанционально отождествлены с природой и родом, то в технической модели природа становится открытой для физического воздействия человека: ее расчленение, дробление, смешение веществ и т.д. Если в западном мировоззрении “то, что внизу, ПОДОБНО тому, что вверху”, то в восточной традиции они ТОЖДЕСТВЕННЫ (“Ты есть То”).
Все алхимические процессы протекают одновременно в тигле и в теле алхимика.
Попытаемся провести некоторые параллели.
Обычно насчитывают 12 процессов в ходе Великого Делания. Рассмотрим их вкратце.
Интерпретация этих процессов, химическая или психологическая, может быть лишь приблизительной, ибо Делание неодинаково у разных алхимиков, и все же это одно и то же Делание — процесс трансмутации в Камень.
Обжиг. Исходный материал нагревается на воздухе до превращения в золу. Уничтожая внешнюю форму исходного материала, обжиг приводит к уничтожению всех его поверхностных свойств. В теле алхимика сжигаются поверхностные аспекты личности, и остается лишь пепел индивидуальности.
Растворение. Исходный материал превращается в жидкое состояние. Поскольку, по алхимической теории (ведущей начало от Платона и Аристотеля), изначально существовало лишь жидкое вещество, превращение металлов “в воду” означает возвращение к первоматерии и, таким образом, освобождение от приобретенных на земле дефектов.
Это напоминает техники возвращения пациента в раннее детство и даже в утробу матери (вполне алхимический мотив), чтобы разрешить истоки его психологических проблем.
В алхимии для растворения часто использовали ртуть. Таким образом, пепел неразрушаемой основы погружается в воды всесмывающей изначальной женственности для растворения скрытых глубинных чувств и реакций. Сложность заключается в нахождении истинной философской ртути, истинного взгляда на себя — без оправдания, но и без обвинения. Опасность заключается в возможности страха, отчаяния и самообмана при обнаружении за возвышенными идеалами низменной основы, “вульгарного эгоизма, инфантильной жадности и самодовольства” по словам Юнга.
Разделение. Далее “вода должна отделиться от масла”.
Разделение осуществляется не алхимиком, а самим Богом, то есть жидкий материал остается в сосуде в покое до разделения изначальных веществ — ртути и серы, из которых состоит тело. Анализ темных и мутных глубин собственной личности погружал алхимика в состояние внутренней раздробленности. Алхимик обнаруживает, что “разорван на части”.
Соединение. Полученные таким образом чистые Сера и Ртуть философов, соединялись в инцесте (так как они происходили из одного материала и, следовательно, являются братом и сестрой). Эта попытка прекратить невыносимую разделенность нередко изображалась как возвращение во чрево.
Сын вползает обратно в чрево своей матери. Так достигается дородовое состояние первоматерии и оплодотворяющей ее искры жизни. в определенном смысле это — уже смерть. Фальшивая, придуманная и навязанная человеку извне личность отмирает. Следующий шаг состоит в том, чтобы убить материал и освободить искру жизни.
Гниение. Материал подвергали влажному нагреву на водяной бане или в бродящем навозе до почернения. Почернение — признак потери всех свойств (черный цвет отсутствие цвета). Гниение являлось необходимым процессом, так как Делание имитировало природные процессы, а семя, упавшее в земля, должно сгнить, освобождая новую жизнь (Евангелие).
Алхимик, находящийся “во чреве” и полностью обращенный в себя, погружается в меланхолию — состояние беспомощного уныния и духовного гниения, во время которого искра жизни покидает тело и душу (процесс, обратный воплощению). Если алхимик находит в себе силы превозмочь гниение, на него нисходит просветляющее вдохновение. Пары, поднявшиеся в процессе гниения, парят в сосуде над черной массой, как Святой Дух над темными Водами в Бытии. Эти пары конденсировались в жидкость, пропитывающую первоматерию в процессе подогрева сосуда. Алхимики считали этот процесс возрождением через “воду и Дух”.
Из глубин отчаяния выносит алхимик жизнь “без страха, без надежды”. Действие ради действия, ради безупречности, без ожидания определенного результата.
Свертывание (кристаллизация). Когда дух и материя вновь объединяются в сосуде, из жидкого материала кристаллизуется белое плотное тело. Белый — цвет чистоты и невинности, цвет возрождающейся жизни. Белый Камень — это земля, появляющаяся из вод на третий день Творения. Это новая личность, еще свободная от противоречий. Белый Камень способен осуществлять трансмутацию в серебро — лунный металл. Луна — царица ночи и владычица гаданий и другой Магии Восприятия — загорается в темноте души алхимика. Это первая ступень Возрождения — пробуждение восприимчивости.
Вскармливание. Материал в сосуде “умеренно вскармливается молоком и мясом”. В сосуд добавляется новый материал. Эта стадия соответствует кормлению младенца. Алхимик должен научиться вновь использовать ресурсы материального мира, он должен жить в мире, находясь отдельно от него. Не уходя от мира и не борясь с ним, но и не вливаясь в него.
Очищение. Алхимик придает растущему Камню свойства, которыми тот должен обладать в дальнейшем — совершенную чистоту и крепость.
Материал в сосуде нагревался до испарения, затем медленно конденсировался и так несколько раз. Тело очищается путем превращения в дух, остатки отбрасывались, и дух снова превращался в тело. Алхимик учится “идти по воде, не оставляя следа”, быть легким и незаметным, как дух, не теряя при этом своей телесности. Это процесс очищения плоти от изначальной грязи, процесс одухотворения плоти, придания ей совершенных свойств. Теперь алхимик открыт для Игр Воображения.
Ферментация. Материал в сосуде желтеет и превращается в золото. Часто на этой стадии в сосуд добавляли золото для ускорения процесса. Камень становится ферментом, способным превращать неблагородные металлы в золото. Сравнение с дрожжами показывает, что камень лишь побуждает исходные металлы к трансмутации. В процессе ферментации душа камня соединяется с его очищенным телом.
Алхимик учится управлять своим восприятием мира. Он учится сохранять свою индивидуальность в меняющихся условиях. Он облагораживает мир одним своим присутствием, своей чистотой и целостностью.Огненный принцип внутренней серы изменяет личность, и превращает ее в “золото”. Это ощущение опьяняющего подчинения внутренней силе, сопровождающееся волнением и возбуждением.
Возвышение. Камень приобретает красный цвет — признак его зрелости. На последних стадиях работы материал становится крайне неустойчивым. Возбуждение ферментации зачастую истощается и обрывается безрезультатно. В процессе Возвышения компоненты камня сплавляются в нерушимое единство, достигая гармонии.
Тело и душа, объединенные при ферментации, соединяются с духом, и Камень затвердевает, становясь стойким.
Жар в печи накаляется до предела, и из огня рождается Красная Тинктура. Только при условии наивысшего накала страстей достигается возвышение. Алхимик наконец вырывается за пределы своего естества и вступает в единство с Вселенной.
Умножение. Камень приобретает способность трансмутировать намного превосходящие его массу количества металлов. Камень становится плодоносным в следующем соединении, союзе противоположностей. Это процесс накопления алхимиком Силы — мастерства Осознания. Работа циклична, как циклична жизнь Вселенной. Алхимики должны достичь баланса противоположностей. Совершенный человек — это человек сбалансированный, равно далекий от аскетизма и культа тела. Подавление одного в паре противоположностей ведет лишь к усугублению конфликта. Алхимик не убегает от материи в дух, он одухотворяет материю.
Созидание (Проекция). Камень соединяется с неблагородным металлом, превращая его в золото. Алхимик ОБЯЗАН обучить кого-нибудь своему искусству. Без этого работа не завершена.ИСТОЧНИК http://club-avalon.mirbb.com/t259-topic
[img]
[/img]